ЛГБТ-государство в Антарктике. Реально? Интервью с Лайсергом

Не существует стран, полностью свободных от гомофобии, бифобии и трансфобии. Как насчёт основать свою? Мы поговорили с автором концепции по созданию квир-государства в 2048 году.

Эта необычная и удивительная идея появилась не на пустом месте, ей предшествовали долгие размышления и собственный опыт эмиграции. Концепция — это не детальный проект в ООН, и мы не ждали от автора подробно проработанной идеи. Тем не менее, мы постарались задать все «неудобные» вопросы, собрали ответы и предлагаем вам прочитать интервью самостоятельно.

Трижды эмигрант

— Расскажите о себе?

Меня зовут Лайсерг, мне 33 года. Родился в Москве. По профессии я географ.

Весной в 2014 году я эмигрировал в Кыргызстан. Случилось это после принятия закона против «пропаганды ЛГБТ среди несовершеннолетних», из-за которого меня уволили из школы, где я преподавал, а также серии нападений на меня: возможно, связанных с ориентацией, возможно — с оппозиционной позицией по поводу аннексии Крыма.

В Кыргызстане я создал крупнейшее в стране сообщество гей-знакомств (более 30.000 подписчиков, это примерно 1,5% от всего взрослого мужского населения страны). К сожалению, к 2018 году возникли проблемы с моей безопасностью и там. Я вернулся в РФ и мог не работать, пока получал стабильный доход от рекламы в сообществе.

Моё сообщество закрыли по чужим жалобам в 2022 году. К тому моменту уже началась война. Всё больше моих политически активных знакомых эмигрировали или были посажены в тюрьмы. Я написал во французские правозащитные организации с просьбой посодействовать в эмиграции. Так уж совпало, что я учился в школе с углублённым изучением французского языка, и кроме него из крупных иностранных языков не знаю никаких других.

Сейчас я нахожусь во Франции, веду телеграм-канал «Французский связной», в основном с материалами на тему истории античной литературы, а также с рецензиями на книги научной направленности. Активно путешествую по югу страны и хожу в горные походы по Пиренеям.

Зарождение идеи

— Как появилась идея создания отдельного ЛГБТ-государства?

Идея создать в Антарктиде какое-либо государство пришла очень давно, еще во время учёбы в университете 15 лет назад. Сами подумайте, целый бесхозный материк, почти не заселённый. И одновременно с этим множество дискриминируемых людей, множество беззакония в уже существующих странах.

Так создавались США. Канада, Мексика, Австралия — почти любая страна в Новом Свете и притом относительно недавно: приезжали первые поселенцы на слабозаселённую территорию, осваивались там. Где-то истребляли местное население — это ужасно, конечно. Где-то мирно сосуществовали, если освоение шло уже в конце XIX века и начале XX. Где-то вообще не было значительного количества коренного населения, чтобы с ними враждовать или даже часто пересекаться.

Двести лет назад территория Патагонии, севера Канады, Аляски, Дальнего Востока и Сибири была освоена примерно так же, как Антарктида сегодня. Например, вы знали, что в знаменитом и ныне развитом штате Невада до 1859 года не было ни единой постройки и ни единой деревни? Зато сейчас огромный Лас-Вегас со своими небоскребами и другие крупные города. Всего 165 лет понадобилось, чтобы из безлюдной пустыни возникла развитая всемирно-известная территория! В России всего лишь 50 лет назад на территории ЯНАО были разрозненные посёлки на несколько сотен человек, а сейчас — стотысячные города, с жилищным строительством, привлекательными условиями труда и комфортной городской средой.

Идея создать именно ЛГБТ-государство пришла относительно недавно. Когда я сам столкнулся со сложностью эмиграции и познакомился с другими ЛГБТ, которые сбежали из своих стран.

Концепция ЛГБТ-государства

— Почему нужно уезжать вместо того, чтобы добиваться изменений к лучшему в уже существующих государствах?

Это вопрос безопасности ЛГБТ-граждан. Даже в Западной Европе гомофобия ушла не до конца. Жители же многих стран Африки и Азии, где однополый секс карается лишением свободы или даже смертной казнью, вообще буквально заперты в своих странах на грани жизни и смерти.

Конечно, из развитых стран с хорошей защитой прав ЛГБТ не обязательно уезжать, хотя и там, наверное, найдутся желающие. Но в мире есть десятки стран, где ЛГБТ-отношения криминализованы либо не имеют никакого статуса и порицаемы в обществе.

В ближайшие годы отношение к ЛГБТ вполне реально изменить в лучшую сторону — где-то. Я думаю, что оставшиеся страны Южной и Центральной Америки, Европы и немусульманские страны Азии скоро легализуют однополые браки. Там можно бороться за свои права, и это относительно безопасно. Но что делать ЛГБТ-гражданам из Пакистана, или Саудовской Аравии, или Уганды?

Несколько лет назад один гражданин Узбекистана создал обращение своему президенту с предложением отменить статью за мужеложство (статья 120 УК Узбекистана). Вежливое обращение, в юридическом стиле, не содержащее никаких лозунгов. Результатом стало объявление автора в розыск, визиты и угрозы участкового родителям.

В Узбекистане ищут ЛГБТ-активиста, попросившего президента отменить статью за “мужеложество”

Сам он, к счастью, находился в другой стране. А что делать геям из Чечни, которых местный губернатор, при молчаливом согласии президента, просто убивает? Проблемных регионов множество, и им жизненно необходимо любое пространство, куда они смогут уехать, при том без разницы, временно или постоянно.

В эмиграции же есть множество проблем даже для жителей СНГ. Основная — это документы. Многие страны ЕС отказывают ЛГБТ гражданам в беженстве по причине недостаточных угроз, многие очень тянут с решением, по нескольку лет.

При одобрении убежища дают только ВНЖ — это не полноценный документ, его могут лишить, не продлить, он очень ограничивает передвижения. Поэтому необходимо создать какой-либо международно-правовой статус для ЛГБТ-беженцев, не ограничивающий их в правах, и наделяющий их всеми правами граждан какого-либо государства. Без физической территории это фактически невозможно.

Куда, если не в Антарктиду

— Почему именно Антарктида? Есть ведь и другие малозаселённые территории с более благоприятным климатом.

А какие есть территории, которые никому не нужны? Я таких не знаю, хотя очень внимательно слежу за изменениями в политической географии. Есть очень мелкие острова и рифы, которые в теории могли бы быть таким местом, но почти никто не отдаст добровольно свою уже существующую суверенную территорию. А даже если и отдаст какой-либо остров взамен на крупные деньги, то этого явно будет недостаточно для создания государства или даже какого-то крупного населенного пункта.

Фактически, единственная территория, не принадлежащая никакому государству, это Антарктика — то есть сам материк Антарктида и все острова, находящиеся южнее 60-й параллели. Другие «ничейные земли» — это временные правовые казусы в пустыне или на речных островах, непригодные ни для какой колонизации.

В 2048 году заканчивает своё действие договор об Антарктике и на этом континенте и прилегающих островах может быть разрешена любая хозяйственная деятельность. Если в ООН серьёзно поднять тему прав ЛГБТ-людей, в том числе с правительствами крупнейших стран, которые принимают ЛГБТ-беженцев, то можно реально создать новое государство на территориях Антарктики.

Конечно, без серьёзной помощи тут не обойтись. Помощи и компромисса с территориями. Всё должно будет происходить при поддержке других государств. Новое государство получится ассоциированным с США, Великобританией или Францией, или со всеми сразу, либо разделённое на сектора, которые каждая страна берет под своё «крыло».

Всё это сложно, требует переговоров и компромиссов, многих уступок и заинтересованности крупных развитых стран в этом. Например, придание французскому языку статуса государственного в обмен на французские территории; вхождение в Содружество и признание формальным главой государства короля Великобритании в обмен на британские территории; разрешение Австралии и Норвегии вести особую экономическую деятельность и добывать полезные ископаемые на территории Антарктики на протяжении 50 лет. Это лишь как пример, реальность может быть другой, но в любом случае обо всем можно договориться.

Особенную символичность придаёт год возможного создания государства — 2048. Ровно 100 лет назад, в 1948 году, путём сложных переговоров и вследствие геноцида, репрессий и гонений на евреев было создано государство Израиль. Сегодня это успешное современное государство, одно из богатейших в мире.

Конечно, у Израиля есть проблемы, есть враги и внутренние противоречия. Но факт остаётся фактом — государство существует и функционирует. Есть около десяти миллионов евреев, проживающих в других странах. Но в случае притеснения, дискриминации или опасности для жизни ЛЮБОЙ еврей может переехать в Израиль и получить гражданство. Примерно такая же система работает в Германии для немцев, в Казахстане для казахов и в Польше для поляков. В перспективе возможно создать такую же систему для ЛГБТ-граждан.

Пригодна для жизни

— Первое же возражение: Антарктида непригодна для жизни. Там адские холода, а кругом только голый лёд.

Необходимо понимать разницу между материком Антарктидой и островами Антарктики. Вообще, на самом материке 98% территории покрыто льдами. Но есть 2% свободных ото льда. А это уже свыше 280.000 км², то есть территория, сопоставимая с Великобританией и Италией. И это без учёта островов, окружающих материк.

Антарктический полуостров сопоставим с Таймыром, Шпицбергеном, северной Канадой и Гренландией. Западное побережье полуострова и прилегающие к нему острова, даже зимой редко имеют температуру ниже минус 10 градусов. А летом там стабильно выше ноля.

Представьте себе начало апреля в Москве. Вот такой примерно климат круглый год. Можно жить? Можно!

Не очень комфортно, конечно, годами жить в «вечном апреле», но не смертельно. А когда у вас выбор: или сидеть в тюрьме в Узбекистане, или в вечном апреле с единомышленниками, — я думаю, выбор очевиден!

Самую большую ценность имеют острова, их множество, всё что южнее 60-й параллели бесхозное, ранее там были небольшие поселки китобоев, то есть даже 100 лет назад это была пригодная для жизни земля. Острова севернее 60 параллели считаются либо заповедниками, либо вполне обитаемы, но сезонными рабочими, моряками, учёными, туристическими гидами и пр. Кроме Южной Георгии и острова Амстердам, они в принципе почти не используемы, и при должной дипломатии могут быть переданы в состав нового государства в обмен на какие-либо привилегии. Особый интерес представляет остров Кергелен, площадью в 7215 км², на котором возможно и сельское хозяйство и животноводство.

https://t.me/parni_plus
[adrotate group="1"]

Уже сейчас в Антарктике есть школа, супермаркет, спортзалы, несколько церквей, больницы, улицы, жилые дома. Кому интересно, можете найти статьи, как, например, президент Аргентины посещает школу в Антарктиде или российский патриарх Кирилл проводит службу в церкви на этом материке.

Есть примерно 5000 человек, уже живущих там. Сейчас все эти люди живут на крупных научных базах, в основном сезонно, но многие остаются на несколько лет. Очень глупо было бы упустить шанс создать там независимое государство.

— Государство должно быть самодостаточным. Чем бы себя теоретически смогла обеспечивать Антарктида?

В Антарктике развит туризм и научно-исследовательская деятельность. Прибыль получают страны-владелицы круизных лайнеров, организаторы туров, а так же страны, владеющие научными базами. Если эту прибыль направить в экономику Антарктики и на благо новых жителей, то доходов от одного только туризма может быть достаточно для пары десятков тысяч человек.

При создании государства, поток туристов только возрастёт, в том числе ЛГБТ-туристов, кто не собирается эмигрировать, но хотел бы посмотреть на новую страну.

Кроме этого, есть рыбный промысел, который в перспективе может трудоустроить также несколько десятков тысяч человек. Есть животноводство и сельское хозяйство, доступное на самых северных островах, но здесь уже показатели скромнее — максимум несколько тысяч трудоустроенных граждан. Возможно создание каких-либо особых экономических зон с пониженными налогами и привлечением инвестиций.

Главная отрасль, способная трудоустроить сотни тысяч людей, — это добыча полезных ископаемых и их переработка. 100 триллионов тонн кубометров природного газа, богатые залежи нефти. Почти полная таблица Менделеева — всё это есть в избытке на материке и островах. Конечно, это требует разработки, и порой достаточно сложной.

— Экологическое возражение: этично ли вообще заселять Антарктиду? Ведь там лёд, заселение ускорит процесс его таяния…

Этично. Другие континенты и острова заселены же. Строятся планы по построению лунных баз. Илон Маск грезит идеей колонизации Марса. И в это же время рядом с нами находится целый неосвоенный материк.

Его заселение и освоение ничем не отличается от освоения Америки, Австралии или Сибири. Точнее, отличается: люди сейчас гуманнее к природе, поэтому можно не бояться, что всех пингвинов зарубят на мясо. И местного населения в Антарктике фактически нет, так что некого дискриминировать, выгонять и убивать.

Пока ЛГБТ-сообщество думает об этичности, Аргентина уже осваивает континент и строит там жильё. А Китай и Индия после 2048 года планируют попросту не подписывать новую конвенцию и начать разрабатывать полезные ископаемые.

Кстати, уже сейчас Китай ведёт активный промысел раков в прибрежных водах материка. А пресная вода из ледников — ресурс, который в Антарктике планируют добывать в ближайшее время. Огромные глыбы льда, длиной до 1 км, уже планируют буксировать в ОАЭ, которые готовы покупать пресную воду. На момент 2024 проводятся расчёты и первые эксперименты.

Так что иногда надо думать больше не об этичности, а о своих интересах, — естественно, уважая природу и пытаясь её сохранить. Везде нужен баланс: не надо жечь напалмом все живое на пути, но также и не надо из квартир переезжать в пещеры и переходить на подножный корм и собирательство, боясь потревожить природу.

Гомофобы будут рады?

— Нет ли опасения, что таким образом мы как будто бы согласимся с гомофобами, которые считают нас какими-то не такими и требуют, чтобы мы уехали?

Иногда надо и на компромисс идти, особенно в делах, касающихся спасения жизни людей. Возможно, кстати, такая риторика и будет плюсом, в самых гомофобных странах могут добровольно согласиться любых людей, уличённых в однополых связях, вместо ареста и репрессий отправлять в Антарктиду. Притом для всяких «буквоедов» можно даже оформлять это как «отбытие наказания» в другой стране.

Правда, скорее всего, основная проблема будет в другом: непризнании ЛГБТ государства многими гомофобными странами. Но тут тоже можно пойти на компромисс и на официальном уровне быть просто государством Антарктида с облегченным вариантом эмиграции для ЛГБТ-персон.

Во Франции, например, легальны карикатуры на исламских пророков, запрещены бурка и никаб, однополые браки легальны. Однако это всё не мешает поддерживать хорошие дипломатические отношения с Саудовской Аравией. Или даже пример с Россией.

В России Талибан объявлен террористической организацией, но однако это не мешает приглашать лидеров Талибана на различные мероприятия и поддерживать с ними торгово-экономические партнёрские связи. По закону полагается задержать участников движения в момент пересечения границы РФ и судить за участие в террористической организации. Но так никто не делает… И с новым государством тоже может быть подобное.

ЛГБТ-государство — из ЛГБТ-людей?

— Для получения гражданства нужно будет доказать, что ты не цис- или не гетеро-? То есть как с кейсами на беженство?

Это, наверное, самый сложный вопрос. Действительно, трудно порой определить ориентацию человека. Я бы предположил, что в первое время поедут не обычные скрытые геи с Сенегала или Пакистана, а заметные ЛГБТ-активисты. Проверить их биографии будет несложно. В дальнейшем нужно будет как-то продумать законодательство. Это уже вопрос не к географам, коим я являюсь, а к юристам.

Скорее всего да, разумнее сделать процедуру аналогичной беженству, но запросить его можно будет в консульствах или переселенческих центрах в странах, согласившихся открыть представительства Антарктиды у себя. То есть люди будут оставлять заявку, затем будет рассматривать комиссия и выдавать визу.

— У ЛГБТ+ людей нет национального языка. Какой язык вы бы оставили в качестве государственного?

Конкретно я бы сделал французский. Я его знаю, хоть и не идеально, а французская (точнее франкофонная) культура — это культура моего детства и нынешнего времени. Но я не диктатор, моё дело лишь предложить, а не в ультимативной форме заявить.

Если смотреть с точки зрения разумности, то лучшим решением будет сделать три официальных языка — английский, испанский и французский. Это самые распространённые там языки, да и среди эмигрантов они будут преобладать.

Большинство эмигрантов из Южной и Центральной Америк будут испаноязычные. Из Африки — франко- и англоязычные, из Азии — примерно половина англоязычные либо способные этот язык понимать. Остаются лишь арабоязычный Ближний Восток, Афганистан и русскоязычные страны. Я думаю, они будут в состоянии освоить какой-либо из трёх языков постепенно.

— Смогут ли в ЛГБТ-государстве жить цисгетеро люди?

Да, конечно. Члены семей, дети. В перспективе эти подросшие дети станут такими же гражданами.

Вариантов, как организовать, есть множество — тут тоже надо советоваться с грамотными юристами. Но приоритет надо давать ЛГБТ.

Может быть, история повернётся так, что в ЛГБТ-стране будет 80% «натуралов». Это тоже нормально. Главное, чтобы на юридическом уровне ЛГБТ-персоны могли беспрепятственно репатриироваться в свою новую страну, и государство в первую очередь защищало их интересы и продвигало ЛГБТ-культуру.

В России есть Еврейская Автономная Область, где титульный этнос — это 0.5%. Но вывески в госучреждениях на двух языках, фестивали и праздники национальной еврейской культуры проводятся, литература издаётся, все формальности юридические выполнятся. Есть даже программа переселения. За 18 лет в этой программе принял участие только один еврей!

Конечно, совсем формализм, как в ЕАО, не пример для подражания, но и абсолютный ЛГБТ-национализм, запрещающий проживать представителям другой ориентации, тоже не нужен. Во всем необходим компромисс и баланс!

Кстати, ЛГБТ-культура существует в Антарктиде и сейчас. Первый прайд-парад на материке был проведён в 2018 году. Сейчас он проводится почти каждый год и в нем принимают участие десятки людей из разных стран от Украины до Аргентины. Первый однополый брак был заключён в 2022 году на британской научной станции, и это не единственный случай, были затем и другие браки. А в 2016 году правозащитная организация Planting Peace во время путешествия по материку провозгласила Антарктиду «первым в мире континентом, дружественным ЛГБТ».

Действительно, Антарктида — это единственный в мире материк, на котором никогда не было запрета на однополые связи и где ни один ЛГБТ-человек не пострадал за свою идентичность.

Обсудила Итиль Тёмная

[adrotate group="5"]

Не пропусти самые интересные статьи «Парни ПЛЮС» – подпишись на наши страницы в соцсетях!

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Twitter | Помочь финансово
Яндекс.ДЗЕН | Youtube
БУДЬТЕ В КУРСЕ В УДОБНОМ ФОРМАТЕ